Обобщение правоприменительной практики в области обращения с животными на территории Томской области

Утверждено И.о.начальника Департамента ветеринарии Томской области Е.В.Гынгазовой 9 июля 2021 года 

Обобщение правоприменительной практики в области обращения с животными на территории Томской области за второй квартал 2021 года

Отношения в области обращения с животными регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).

В соответствии со статьей 19 Федерального закона в Томской области государственный надзор в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных, за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях, а также соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, осуществляет Департамент ветеринарии Томской области (далее - Департамент).

Целями обобщения правоприменительной практики являются:

  • обеспечение единства практики применения Департаментом федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, законов Томской области и нормативных правовых актов Томской области, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее – обязательные требования);
  • снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых Законом ценностей за счет обеспечения информирования подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
  • обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Департамента путем публикации.

Задачами обобщения правоприменительной практики являются:

  • выявление проблемных вопросов организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными;
  • установление наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами;
  • подготовка предложений по совершенствованию законодательства. 

Правоприменительная практика организации и проведения государственного надзора в области обращения с животными на территории Томской области

В соответствии со статьей 19 Федерального закона постановлением Администрации Томской области от 29.04.2020 №199а «Об установлении Порядка организации и осуществления исполнительными органами государственной власти в области обращения с животными» установлено, что региональный государственный надзор в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных, за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях, а также соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, осуществляет Департамент.

Региональный государственный надзор осуществляется в отношении поднадзорных субъектов, осуществляющих обращение с животными, в том числе с животными без владельцев.

Статьей 21 Федерального закона предусмотрено, что за нарушение требований в области обращения с животными владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 

В настоящее время Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность за нарушения требований в области обращения с животными не установлена, что делает реализуемые в рамках государственного надзора в области обращения с животными контрольные мероприятия не в полной мере эффективными.

В Департамент продолжают поступать жалобы от граждан Томской области, в 90% случаях жалобы поступают от жителей города Томска. Во втором квартале поступило 48 обращений, касающихся нарушений в области обращения с животными, из них 6 обращений на отлов животных без владельцев, которые направлены в Департамент дорожной деятельности и благоустройства города Томска для принятия мер в рамках компетенции органа. 

На основании поступивших в Департамент обращений проведено 25 внеплановых проверок физических лиц. По итогам проведения проверок выдано 8 предписаний об устранении выявленных нарушений. 

Проведены две проверки юридического лица и индивидуального предпринимателя. В ходе проверок выявлены нарушения, выдано 2 предписания. 

В рамках профилактики нарушений в области обращения с животными на территории Томской области на сайте Департамента ветеринарии Томской области размещена информация о нормативно-правовых актах в области обращения с животными, сведения об организациях, приютах для животных, выполняющих комплекс мероприятий по обращению с животными без владельцев (собаками); ссылки на Интернет-ресурсы приютов, где можно ознакомиться с информацией о животных, размещенных в них; меры по предотвращению появления нежелательного потомства.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий специалистами Департамента распространяются памятки об ответственном обращении с животными.

Анализ причин и условий возникновения нарушений при содержании животных показывает, что основной из них является недостаточный уровень правовых знаний и правовой культуры руководителей и должностных лиц организаций, граждан.

В целях обобщение практики контрольно-надзорной деятельности ежеквартально на официальном сайте Департамента размещается перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований с рекомендациями по недопущению таких нарушений.

Часто выявляемые (типовые) нарушения обязательных требований

Нарушение НПА Требование, установленное законодательством
Выгул домашнего животного без поводка Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Часть 4, пункт 1 части 5 статьи 13:

- выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических и юридических лиц;

- при выгуле домашнего животного необходимо исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках

Выгул собак на детских и спортивных площадках Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Пункт 3 части 5 статьи 13:

не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных

Не обеспечение владельцами собак уборки продуктов жизнедеятельности животных Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Пункт 2 части 5 статьи 13:

обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования

В приютах не ведется документальный учет поступления и выбытия животных путем оформления карточек животных без владельцев Порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Томской области, утвержденного приказом Департамента ветеринарии Томской области от 06.04.2020 № 9

Пункт 15:

В день поступления в приют все животные подлежат:

1) осмотру и размещению в помещениях, вольерах для приема животных с целью карантинирования в течение 10 дней;

2) учету путем внесения данных о животном в реестр.

Одновременно с внесением данных о животном в реестр оформляется карточка животного без владельца по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.

В приютах для животных на дверях вольеров отсутствуют таблички с указанием даты отлова, номер реестровой записи в реестре животных без владельцев Порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Томской области, утвержденного приказом Департамента ветеринарии Томской области от 06.04.2020 № 9

Пункт 7:

- на двери каждого вольера устанавливается табличка с указанием даты отлова, номера реестровой записи в реестре животных без владельцев (далее - реестр), оформляемом по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку

Сотрудниками приютов не размещаются в сети «Интернет» сведения о каждом из поступивших в приют животном, а именно фотографии, краткое описание, дата и место обнаружения и т.д. Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Часть 9 статьи 16:

Сведения (фотография, краткое описание, дата и место обнаружения и иные дополнительные сведения) о каждом из поступивших в приют для животных животном без владельца и животном, от права собственности на которое владелец отказался, размещаются сотрудниками приюта для животных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем в течение трех дней со дня поступления соответствующего животного в приют для животных

 

Утверждено начальником Департамента ветеринарии Томской области В.В.Табакаевым 9 апреля 2021 года

Обобщение правоприменительной практики в области обращения с животными на территории Томской области за первый квартал 2021 года

Отношения в области обращения с животными регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №489-ФЗ).

В соответствии со статьей 19 Федерального закона в Томской области государственный надзор в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных, за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях, а также соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, осуществляет Департамент ветеринарии Томской области (далее - Департамент).

Целями обобщения правоприменительной практики являются:

- обеспечение единства практики применения Департаментом федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, законов Томской области и нормативных правовых актов Томской области, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее – обязательные требования);

- снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых Законом ценностей за счет обеспечения информирования подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;

- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Департамента путем публикации.

Задачами обобщения правоприменительной практики являются:

- выявление проблемных вопросов организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными;

- установление наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами;

- подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

Правоприменительная практика организации и проведения государственного надзора в области обращения с животными на территории Томской области

В соответствии со статьей 19 Федерального закона №489-ФЗ постановлением Администрации Томской области от 29.04.2020 №199а «Об установлении Порядка организации и осуществления исполнительными органами государственной власти в области обращения с животными» установлено, что региональный государственный надзор в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных, за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях, а также соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, осуществляет Департамент.

Региональный государственный надзор осуществляется в отношении поднадзорных субъектов, осуществляющих обращение с животными, в том числе с животными без владельцев.

Статьей 21 Федерального закона №498-ФЗ предусмотрено, что за нарушение требований в области обращения с животными владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В настоящее время Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность за нарушения требований в области обращения с животными не установлена, что делает реализуемые в рамках государственного надзора в области обращения с животными контрольные мероприятия не в полной мере эффективными.

В первом квартале 2021 года в Департамент поступило 105 обращений граждан о нарушениях в области обращения с животными. Большая часть обращений содержит сведения о нарушениях требований при выгуле домашнего животного, а именно: владельцем животного допускается возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках (выгул без поводка), на отсутствие уборки продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования. В 40 обращениях содержались факты о возможном нарушении статьи 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными». Обращения были переадресованы в УМВД России по Томской области.

За первый квартал 2021 года Департаментом проведено 13 внеплановых проверок физических лиц. По итогам проведения проверок выдано 4 предписания. По результатам проведения повторной проверки при установлении факта неисполнения предписания материалы одной проверки переданы в мировой суд для рассмотрения.

За отчетный период индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу, осуществляющие деятельность по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных образований «Александровский район» и ЗАТО «Северск», выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Индивидуальному предпринимателю предостережение выдано в связи с тем, что в рамках оказания услуг по проведению мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев заключен договор гражданином РФ (физическим лицом) на оказание комплекса ветеринарных услуг. Согласно пункту 13 Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Томской области договор об оказании услуг по проведению мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (вакцинация, маркирование, стерилизация, лечение животных) заключается только с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в качестве специалистов, занимающихся предпринимательской деятельностью в области ветеринарии. Юридическому лицу предостережение выдано в связи с тем, что в приюте для животных не обеспечивается карантинирование вновь поступивших животных, сведения о каждом вновь поступившем животном не размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», животным не оказывается своевременная ветеринарная помощь, не обеспечен постоянный доступ к питьевой воде, не ведется документально-подтвержденный учет поступления животных и их выбытия из приюта, не осуществляется вакцинация животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, что может свидетельствовать о возможно ненадлежащих условиях содержания животных без владельцев в приюте и нарушении обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными.

Анализ причин и условий возникновения нарушений при содержании животных показывает, что основной из них является недостаточный уровень правовых знаний и правовой культуры руководителей и должностных лиц организаций, граждан.

С целью повышения уровня правовой культуры следует расширять пропаганду необходимости и важности соблюдения правил содержания и выгула животных.

В целях обобщение практики контрольно-надзорной деятельности ежеквартально на официальном сайте Департамента размещается перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований с рекомендациями по недопущению таких нарушений.

Часто выявляемые (типовые) нарушения обязательных требований

Нарушение НПА Требование, установленное законодательством
Выгул домашнего животного без поводка Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Пункт 4, подпункт 1 пункта 5 статьи 13:
- выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических и юридических лиц;
- при выгуле домашнего животного необходимо исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках
Выгул собак на детских и спортивных площадках Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Подпункт 3 пункта 5 статьи 13:
не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных
Не обеспечение владельцами собак уборки продуктов жизнедеятельности животных Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Подпункт 2 пункта 5 статьи 13:
обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования

Утверждено начальником Департамента ветеринарии Томской области В.В.Табакаевым 17 декабря 2020 года

Обобщение правоприменительной практики в области обращения с животными на территории Томской области за 2020 год

Отношения в области обращения с животными регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №489-ФЗ).

В соответствии со статьей 19 Федерального закона в Томской области государственный надзор в области обращения с животными, в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных, за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях, а также соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, осуществляет Департамент ветеринарии Томской области (далее - Департамент).

Целями обобщения правоприменительной практики являются:

- обеспечение единства практики применения Департаментом федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, законов Томской области и нормативных правовых актов Томской области, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее – обязательные требования);

- снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых Законом ценностей за счет обеспечения информирования подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;

- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Департамента путем публикации.

Задачами обобщения правоприменительной практики являются:

- выявление проблемных вопросов организации и осуществления государственного контроля в области обращения с животными;

- установление наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами;

- подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

Правоприменительная практика организации и проведения государственного надзора в области обращения с животными на территории Томской области

В соответствии со статьей 19 Федерального закона №489-ФЗ в Томской области государственный надзор в области обращения с животными, в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных, за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях, а также соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, осуществляет Департамент ветеринарии Томской области.

Постановлением Администрации Томской области от 29.04.2020 №199а «Об установлении Порядка организации и осуществления исполнительными органами государственной власти в области обращения с животными» установлено, что региональный государственный надзор в области обращения с животными, в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных, за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях, а также соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, осуществляет Департамент ветеринарии Томской области.

Региональный государственный надзор осуществляется в отношении поднадзорных субъектов, осуществляющих обращение с животными, в том числе с животными без владельцев.

На территории Томской области по состоянию на 21.12.2020 имеется следующее количество поднадзорных субъектов: 23 юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) и ориентировочно 16 000 физических лиц - владельцев животных.

Положения статьи 19 «Государственный надзор в области обращения с животными» Федерального закона №489-ФЗ вступили в силу с 1 января 2020 года.

Статьей 21 Федерального закона №498-ФЗ предусмотрено, что за нарушение требований в области обращения с животными владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В настоящее время Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность за нарушения требований в области обращения с животными не установлена, что делает реализуемые в рамках государственного надзора в области обращения с животными контрольные мероприятия не в полной мере эффективными.

В 2020 года в Департамент поступило 97 обращений граждан о нарушениях в области обращения с животными. По результатам их проведено 18 проверок в отношении физических лиц, выдано 4 предписания об устранении выявленных нарушений, 3 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований, направлено 23 уведомления о соблюдении требований при содержании и выгуле. В органы внутренних дел Томской области возвращено 8 материалов проверок, в связи с тем, что КУСПы не содержали сведений о правонарушителях. Все обращения рассмотрены в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В целях обобщение практики контрольно-надзорной деятельности ежеквартально на официальном сайте Департамента размещается перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований с рекомендациями по недопущению таких нарушений.

Часто выявляемые (типовые) нарушения обязательных требований

Нарушение НПА Требование, установленное законодательством

Выгул домашнего животного без поводка

Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Пункт 4, подпункт 1 пункта 5 статьи 13:

- выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических и юридических лиц;

- при выгуле домашнего животного необходимо исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках.

Выгул собак на детских и спортивных площадках

Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Подпункт 3 пункта 5 статьи 13:

не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

Не обеспечение владельцами собак уборки продуктов жизнедеятельности животных

Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Подпункт 2 пункта 5 статьи 13:

обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования.

Утверждено и.о. начальника Департамента ветеринарии Томской области Е.В.Гынгазовой 16 сентября 2020 года

Отношения в области обращения с животными регулируются Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).

В соответствии со ст. 19 Федерального закона в Томской области государственный надзор в области обращения с животными, в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных, за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях, а также соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, осуществляет Департамент ветеринарии Томской области (далее - Департамент).

В адрес Департамента за 9 месяцев 2020 года потупило 73 обращения о нарушениях требований Федерального закона.

 

Часто выявляемые (типовые) нарушения обязательных требований:

 

Нарушение НПА Требование, установленное законодательством

Выгул домашнего животного без поводка

Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

п 4, п.п.1 п. 5 ст. 13

- выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических и юридических лиц;

- при выгуле домашнего животного необходимо исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках.

Выгул собак на детских и спортивных площадках

Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

п.п. 3 п. 5 ст. 13

не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

Не обеспечение, владельцами собак, уборки продуктов жизнедеятельности животных

Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

п.п. 2 п. 5 ст. 13

обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования

 

Федеральным законом установлены общие требования к содержанию домашних животных, однако, норм, устанавливающих ответственность за неисполнение указанных выше норм Федерального закона, на сегодняшний день Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит. В связи с чем, привлечение к административной ответственности лица, допустившего нарушение, не представляется возможным.

При выявлении нарушений обязательных требований в области обращения с животными должностными лицами Департамента, уполномоченными на осуществления государственного надзора в области обращения с животными, оформляются предписания об устранении выявленных нарушений, предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Опубликовано:2020-09-16 13:54 | Обновлено:2021-07-09 15:49