Доклад с руководством по соблюдению обязательных ветеринарно-санитарных требований

при разведении, содержании, убое животных, заготовке, хранении, переработке и реализации продукции животного происхождения, при обороте продукции, товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору

УТВЕРЖДАЮ
Начальник департамента ветеринарии Томской области
В.В.Табакаев
«04» сентября 2019 г.

 

Деятельность регионального государственного ветеринарного надзора направлена на предупреждение, выявление, пресечение нарушений требований в сфере ветеринарии, обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов, соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза.

Основными задачами в сфере ветеринарии являются:

– защита населения от болезней, общих для человека и животных;

– обеспечение безопасности продуктов животного происхождения в ветеринарно-санитарном отношении;

– обеспечение охраны территории Томской области от заноса и распространения заразных болезней, общих для человека и животных, а также недопущение ввоза опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения;

– предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных;

– соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами установленных ветеринарно-санитарных правил и норм, требований нормативных правовых актов в сфере применения ветеринарно-санитарных мер, а также правил при введении ограничительных и карантинных мероприятий при возникновении и распространении заразных и массовых незаразных болезней животных.

В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» от 14 мая 1993 г. № 4979-1 продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 14 мая 1993 г. № 4979–1 «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства — производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов обо всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 551 утверждены Ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации которые устанавливают требования к условиям содержания КРС в целях воспроизводства, выращивания, реализации, а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию КРС, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям КРС, содержащегося гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями.

Кроме того, указанные правила разделяют требования для предприятий, содержащих до 500 голов КРС включительно (хозяйства открытого типа) и предприятий, содержащих более 500 голов КРС (предприятия закрытого типа), а также устанавливают ряд подробных технических требований к организации территории предприятий, животноводческих и специализированных помещений.

Приказом Минсельхоза России от 29.03.2016 № 114 утверждены Ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, которые устанавливают требования к условиям содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания, реализации , требования к осуществлению мероприятий по карантинированию свиней, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований свиней, содержащихся гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 1000 голов свиней включительно (далее — хозяйства открытого типа, хозяйства), а также организациями и учреждениями, содержащими более 1000 голов свиней (далее — свиноводческое предприятие закрытого типа, предприятие). Данные правила устанавливают ряд требований к условиям содержания свиней, в том числе содержат нормы площади содержания свиней в хозяйствах открытого типа и подразделяются с учетом присвоения различных уровней компартментов.

Приказом Минсельхоза России от 03.04.2006 № 104 утверждены Ветеринарные правила содержания птиц на птицеводческих предприятиях закрытого типа (птицефабриках), которые устанавливают ветеринарные требования к содержанию птиц в организациях, осуществляющих выращивание или разведение птицы, в целях недопущения распространения заразных болезней птиц.

При применении Технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции», ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», ТР ТС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» должны учитываться обязательные требования к отдельным видам пищевой продукции и связанные с требованиями к ним процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:

- не соответствуют требованиям нормативных документов;

- имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора и контроля) при проверке таких продуктов, материалов и изделий;

- не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);

- не соответствуют представленной информации и в отношении, которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;

- не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;

- не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 589 утверждены ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях.

Государственному ветеринарному надзору подлежит продукция животного происхождения, корма для животных, живые животные.

Ветеринарные сопроводительные документы (далее ВСД) (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015  № 648 (далее Приказ №648)

В соответствии с Законом РФ «О ветеринарии» кроме специалистов государственной ветеринарной службы полномочиями по оформление ветеринарных сопроводительных документов наделены аттестованные специалисты в области ветеринарии, уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, в соответствии с Перечнем продукции животного происхождения, на которую уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 № 646 (далее Приказ № 646), и с перечнем подконтрольных товаров, на которые могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 № 647 (далее Приказ № 647).

Важным моментом является то, что с 1 июля 2018 года с введением электронной ветеринарной сертификации, значительно расширяется перечень товаров, подлежащих ветеринарной сертификации, на которые оформление ВСД было необязательно или осуществлялось по желанию собственника и будет включать готовую молочную продукцию, готовые или консервированные мясные, рыбные продукты, жиры и масла, готовые корма для животных и другие продукты переработки, т. е. На продукцию, входящую в перечень, утвержденный Приказом № 646. Ветеринарные сопроводительные документы на продукцию из данного перечня могут оформляться уполномоченными специалистами хозяйствующих субъектов, которым предоставлен доступ в ФГИС «Меркурий».

С 1 июля 2018 года перемещение данных товаров должно будет происходить только с ветеринарными сопроводительными документами. При отсутствии электронного ветеринарного сопроводительного документа (далее — эВСД) перемещение товаров будет незаконно.

Оформление ВСД осуществляется при:

- производстве партии подконтрольного товара;

- перемещении (перевозке) подконтрольного товара;

- переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).

Оформление ветеринарных сопроводительных документов не требуется при производстве партии подконтрольного товара:

- в предприятии общественного питания в случае последующей реализации партии подконтрольного товара для питания людей на данном предприятии общественного питания, либо в случае последующей реализации партии подконтрольного товара конечному потребителю для его питания в любом ином месте;

- в перерабатывающих цехах предприятий розничной торговли, если переработанные продукты представляют собой кулинарные изделия или готовые блюда, предназначенные для реализации конечному потребителю на данном предприятии розничной торговли;

- предназначенного для использования производителем данного подконтрольного товара в целях, не предназначенных для его реализации, в том числе для личного потребления, содержания и (или) кормления животных, принадлежащих производителю подконтрольного товара, использования подконтрольного товара, представляющего собой приманки для охоты и рыбной ловли, производителем подконтрольного товара в процессе охоты или рыбалки, использования подконтрольного товара для удобрения принадлежащих производителю подконтрольного товара или находящихся в его пользовании земельных участков, коллекционирования (хранения коллекций) подконтрольного товара, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года № 589 об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях (далее Приказ Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года N 589), оформление ВСД не требуется при перемещении по территории Российской Федерации:

- произведенного подконтрольного товара для целей, указанных в подпункте «в» приложения N 1 к приказу Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года N 589, если перемещение подконтрольного товара осуществляется его производителем;

- домашних, служебных, декоративных животных, осуществляемом без смены владельца и не связанном с осуществлением предпринимательской деятельности, исключая их перемещение на выставочные мероприятия;

- сельскохозяйственных животных для их выпаса (включая отгонное скотоводство), поения, купания, выгула, осуществляемым владельцем животного или уполномоченным им лицом;

- подконтрольного товара, приобретенного для целей, указанных в подпункте «в» приложения N 1 к приказу Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года N 589, осуществляемого без смены его владельца.

Порядок оформления ВСД

Оформление ВСД на подконтрольные товары при экспорте и импорте подконтрольных товаров осуществляется уполномоченными лицами Россельхознадзора.

Оформление ВСД на любые подконтрольные товары, включенные в Перечень, утвержденный Приказом № 648, могут осуществлять уполномоченные лица органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией.

Оформление ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, на которые могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, утвержденный Приказом № 647, могут осуществлять аттестованные для этой цели специалисты в области ветеринарии, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Оформление ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень продукции животного происхождения, на которую уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы, утвержденный приказом № 646, могут осуществлять уполномоченные лица организаций, являющихся производителями и (или) участниками оборота подконтрольных товаров (далее — организации), и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями и (или) участниками оборота подконтрольных товаров (далее — индивидуальные предприниматели).

ВСД оформляются и (или) выдаются в течение 1 рабочего дня при отсутствии необходимости проведения лабораторных исследований, осмотра, ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных товаров, а при наличии необходимости в их проведении — в течение 1 рабочего дня после получения результатов лабораторных исследований, осмотра, ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных товаров уполномоченным на оформление ВСД лицом.

В случае если ВСД оформлен в электронной форме, лица, уполномоченные на проведение в Российской Федерации ветеринарного контроля (надзора), не вправе требовать от владельца (перевозчика) подконтрольного товара предъявления ВСД на бумажном носителе. При этом владелец (перевозчик) подконтрольного товара обязан по своему выбору или представить номер электронного ВСД, оформленного на подконтрольный товар, или предъявить соответствующий этому ВСД двумерный матричный штриховой код, сформированный ФГИС, или представить распечатку формы для печати оформленного в электронной форме ВСД.

Владелец (перевозчик) подконтрольного товара, на который имеется ВСД, оформленный в электронной форме, имеет право:

- распечатать форму, предусмотренную пунктом 43 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, самостоятельно, если владелец (перевозчик) подконтрольного товара оформил ВСД на продукцию из перечня, утвержденного приказом № 646;

- получить оформленный на защищенном бланке ВСД, удостоверенный подписью уполномоченного лица органа и учреждения, входящего в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации;

- получить форму оформленного в электронной форме ВСД, предусмотренную пунктом 43 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, утвержденного приказом №646, в любом органе или учреждении, входящем в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Сроки действия ВСД

ВСД действительны:

- при оформлении произведенной партии подконтрольных товаров — с момента оформления и до истечения срока годности, реализации, подконтрольного товара;

- при оформлении перемещаемой (перевозимой) партии подконтрольного товара — с момента оформления и до окончания перемещения (перевозки) подконтрольного товара;

- при оформлении перехода права собственности на партию подконтрольного товара — с момента начала процедуры перехода права собственности на подконтрольный товар до ее окончания;

- при оформлении ВСД на животных — в течение 5 дней до даты перевозки и до окончания перевозки и/или реализации животных.

Электронная ветеринарная сертификация

Оформление ВСД в электронной форме осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии «Меркурий» (далее — ФГИС Меркурий). ФГИС Меркурий предназначена для электронной сертификации поднадзорных госветнадзору товаров, отслеживания пути их перемещения по территории Российской Федерации в целях повышения биологической и пищевой безопасности и создания единой информационной среды в области ветеринарии.

Эта информационная среда должна обеспечить: полную прослеживаемость поднадзорной продукции; качественно повысить защищенность потребителя; обеспечить основы честной конкуренции в производстве и обороте поднадзорных грузов; защитить производителя от коррупционных проявлений; сделать полностью прозрачными и подконтрольными действия надзорных органов; сэкономить огромные средства за счет удешевления надзорных и контрольных процедур.

В целом система электронной сертификации не создает препятствий для хозяйствующих субъектов, позволяет не допустить оборот некачественной продукции и тем самым защищает добросовестных производителей продукции. Электронная система оформления документов позволяет снизить издержки, значительно упростить процедуру оформления документов, автоматизировать многие этапы оформления.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные бюджетные учреждения и другие организации, участвующие в обороте подконтрольных госветнадзору товаров, должны быть зарегистрированы в ФГИС Меркурий.

Регистрация в ФГИС Меркурий

В соответствии с Порядком оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме утвержденным Приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года №589, Уполномоченные лица организаций, индивидуальных предпринимателей регистрируются путем направления заявки на предоставление доступа к ФГИС Меркурий в Управление Россельхознадзора по Томской области.

Заявка представляется в письменном виде на бланке организации за подписью руководителя (заместителя руководителя), индивидуального предпринимателя.

Заявка может быть подана в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, направленного по электронной почте по указанным в правилах адресам.

Заявка должна содержать:

- название организации; Юридический адрес; Фактический адрес; ИНН, КПП; ОГРН.

- данные о документе, удостоверяющем право на занятие предпринимательской деятельностью (для индивидуальных предпринимателей);

- вид аттестованной деятельности, а также следующие данные о каждом из регистрируемых уполномоченных лиц организации, индивидуального предпринимателя:

- должность;

- фамилию, имя, отчество;

- гражданство;

- сведения о документе, удостоверяющем личность;

- адрес электронной почты, а в случае ее отсутствия — почтовый адрес;

- номер телефона (по желанию регистрируемого);

- права доступа в ФГИС Меркурий, которые планируется получить;

- данные о документах, подтверждающих наличие у регистрируемых уполномоченных лиц ветеринарного образования (при наличии).

Зарегистрированным пользователям ФГИС Меркурий могут предоставляться следующие права доступа: аттестованный специалист; авторизованный заявитель; уполномоченное лицо; гашение сертификатов; оформление возвратных сертификатов; сертификация уловов водных биологических ресурсов (далее — ВБР); должностное лицо; сертификация высшего ветеринарного риска; экспортная и импортная сертификация; администратор; администратор-ХС.

После регистрации уполномоченным лицам организации, предоставляются: пароль и логин для входа в ФГИС Меркурий .

Основания для приостановления рассмотрения или отказа в регистрации

Рассмотрение заявки может быть приостановлено.

Основаниями для приостановления рассмотрения заявки на регистрацию в ФГИС Меркурий являются:

- неполное представление регистрационных данных;

- несоблюдение требований, к составлению и направлению заявки;

- представление некорректных сведений либо нечитаемых сведений в заявке.

Приостановление рассмотрения заявки по иным основаниям не допускается.

В случае приостановления рассмотрения заявки организация, индивидуальный предприниматель извещаются по электронной почте с указанием причин приостановления, в случае отсутствия адреса электронной почты указанные лица извещаются по почтовому адресу.

Ответ направляется в том же порядке, в котором направляются заявки на регистрацию.

Основаниями для отказа в регистрации в ФГИС Меркурий являются:

- представление в заявке недостоверных данных;

- непредставление в течение 3 месяцев данных, по причине отсутствия которых рассмотрение заявки на регистрацию приостановлено либо представление их в форме или составе, которое приводит к необходимости повторного приостановления заявки;

- указание при регистрации, предоставляемых прав доступа, которые в соответствии с Порядком оформления, не могут быть ему предоставлены;

- указание при регистрации не соответствующей зоны обслуживания,

Отказ в регистрации по иным основаниям не допускается.

Аннулирование регистрации

Регистрация в ФГИС Меркурий может быть аннулирована.

Основаниями для аннулирования регистрации в ФГИС Меркурий являются:

- представление в заявке недостоверных данных о регистрируемом лице, факт которого установлен после завершения его регистрации;

- неиспользование системы для оформления заявок, ВСД, гашения ВСД ни одним из зарегистрированных уполномоченных лиц организации ни одного раза в течение 1 года после регистрации первого ВСД;

- неиспользование системы индивидуальным предпринимателем или физическим лицом ни одного раза в течение 3 лет после регистрации;

- неиспользование представителем организации или индивидуального предпринимателя или физического лица ни одного раза в течение 3 лет после его регистрации.

Аннулирование регистрации осуществляется в случае ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя. При ликвидации организации регистрация аннулируется для всех пользователей и представителей указанной организации, в той части, которая касается прав ликвидированной организации.

Аннулирование регистрации пользователя ФГИС Меркурий (уполномоченного лица организации, индивидуального предпринимателя, представителя организации, индивидуального предпринимателя) осуществляется в случае внесения им в оформляемые ВСД заведомо ложных данных.

Административная ответственность за несоблюдение требований. Типовые нарушения обязательных требований, установленных законодательством в области ветеринарии

Нарушение

НПА

Требование, установленное законодательством

Нарушения, образующие состав ч. 1 ст. 14.43 «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4,10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37,14.44,14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса» КоАП РФ. Размер административного штрафа от 1000 до 300 000 рублей.

Реализация мяса сельскохозяйственных животных, субпродуктов не прошедших ветеринарно-санитарную экспертизу в полном объеме (без оттисков ветеринарных клейм)

п. 1 ст. 30 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880

п. 1 ст. 30. Не переработанная пищевая продукция животного происхождения подлежит обязательной ветеринарно-санитарной экспертизе перед выпуском в обращение.

Нарушения, образующие состав ч. 1 ст. 10.6 «Нарушения правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев , предусмотренных частью 2 настоящей статьи» КоАП РФ. Размер административного штрафа от 500 до 20000 рублей.

Отсутствие идентификации и учета животных

ст. 2.5 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-I «О ветеринарии»

 

Приказ Минсельхоза России от 22.04.2016 № 161 «Об утверждении Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету»

ст. 2.5. Животные (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных.

п. 3.2.1.1. Ветеринарных правил ВП 13.3.1302-96. Бруцеллез, утв. начальником Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации В.М.Авиловым 18 июня 1996 г. № 23

3.2.1.1. При наличии или приобретении животных производить их регистрацию в ветеринарном учреждении, получать регистрационный номер в форме бирки и следить за его сохранностью.

Непредоставление сельскохозяйственных животных для ветеринарных обработок

ст. 18 Федерального закона «О ветеринарии» от 14.05.1993 № 4979-I

ст. 18. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:

осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных;

предоставлять специалистам в области ветеринарии, являющимся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, по их требованию животных для осмотра;

выполнять указания специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

Непроведение обязательных ветеринарных мероприятия в отношении КРС

п. 38, п. 39 Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 г. № 551

п. 38. КРС, завозимый в Хозяйства, подлежит обособленному содержанию от других животных, содержащихся в Хозяйстве с целью проведения ветеринарных мероприятий (далее - карантинирование). Период карантинирования должен быть не менее 21 календарного дня с момента прибытия КРС в Хозяйства. В период карантинирования должны проводиться проводятся клинический осмотр животных, диагностические исследования и обработки, предусмотренные планами диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий органов (учреждений), входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, на текущий календарный год (далее - Планы противоэпизоотических мероприятий).

п. 39. КРС, содержащийся в Хозяйствах, подлежит диагностическим исследованиям, вакцинациям и обработкам против заразных болезней в соответствии с Планами противоэпизоотических мероприятий.

п. 3.2.1.6. Ветеринарных правил ВП 13.3.1302-96. Бруцеллез, утв. начальником Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации В.М.Авиловым 18 июня 1996 г. № 23

3.2.1.6. Предъявлять по требованию ветеринарных специалистов все необходимые сведения о приобретенных животных и создавать условия для проведения их осмотра, исследований и обработок.

Складирование навоза за пределы личного подсобного хозяйства

п. 9 Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденные приказом Минсельхоза России от 29.03.2016 № 114

п. 9. Навоз необходимо убирать и складировать на площадках для биотермического обеззараживания, расположенных на территории хозяйства.

п. 11 Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоз России от 13 декабря 2016 г. № 551

п. 11. Навоз в Хозяйствах необходимо убирать и складировать на навозохранилищах и (или) площадках для хранения и биотермического обеззараживания навоза, расположенных на территории Хозяйства вне здания, в котором содержится КРС.

Оформление в системе «Меркурий» ветеринарных сопроводительных документов, уполномоченными лицами не имеющими ветеринарного образования, на продукты не упакованные в потребительскую или транспортную тару

п.10 Приложения № 2 к приказу Минсельхоза России от 27 декабря 2016 г. № 589 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях»

п. 10. Уполномоченные лица организаций, регистрируются путем направления заявки на предоставление доступа к ФГИС. Заявка должна содержать указанные в п.6 настоящего Порядка документы, в том числе , подтверждающие наличие у регистрируемых уполномоченных лиц ветеринарного образования.

п. 1 Перечня продукции животного происхождения, на которую уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы, утв. Приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 № 646

п. 1. Упакованные в потребительскую или транспортную упаковку, исключающую их контакт с внешней средой, при условии, если они прошли установленные ветеринарным законодательством РФ процедуры подтверждения (обеспечения) безопасности.

Нарушения, образующие состав ч. 1 ст. 10.8 «Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи» КоАП РФ. Размер административного штрафа от 500 до 20000 рублей.

Реализация рыбы, мясных полуфабрикатов без ветеринарных сопроводительных документов

п.п. 2-3 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 г. № 589

п. 2. ВСД (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки),характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. N648, из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров. установленном актом, составляющим право Евразийского экономического союза.

п. 3. Оформление ВСД осуществляется при: производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами); перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами); переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления.

Нарушения, образующие состав ч. 3 ст. 10.8 «Нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» КоАП РФ. Размер административного штрафа от 4000 до 700 000 рублей.

Утилизация биологических отходов в неустановленных для этих целей местах

п. 1.5 Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469)

п. 1.5. Биологические отходы утилизируются путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах ( по решению главного государственного ветеринарного инспектора).

 

Разъяснение новых требований нормативных правовых актов

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 № 27 утверждены Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору). Документ вступил в силу 14 августа 2018 года.

Требования являются обязательными для исполнения юридическими лицами, физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании земельные участки, здания, строения, сооружения, места складирования (хранения), в которых осуществляется деятельность по выращиванию (разведению и содержанию), изготовлению, переработке и хранению товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и сведения о которых включаются (включены) в реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение товаров, перемещаемых с территории одного государства — члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена, а также собственниками (владельцами) транспортных средств, осуществляющих перемещение указанных товаров.

Приводятся ветеринарно-санитарные требования к животноводческим объектам, предназначенным:

- для содержания крупного рогатого скота;

- для круглогодичного пастбищного содержания крупного рогатого скота;

- для содержания свиней, овец, пушных зверей, птицы (кроме водоплавающих), рыбы (только к прудовым хозяйствам), пчел.

Также устанавливаются требования к объектам по производству (изготовлению) и (или) хранению товаров животного происхождения (пищевых и непищевых), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), к объектам по убою продуктивных животных, к объектам по производству (изготовлению) товаров животного происхождения (пищевых и непищевых), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), к объектам по хранению товаров животного происхождения и кормов.

Предусматривается, что в отношении организаций и лиц, включенных до даты вступления Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 № 27 в силу в реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение товаров, перемещаемых с территории одного государства — члена ЕАЭС на территорию другого государства — члена ЕАЭС, в течение 18 месяцев с даты вступления настоящего Решения в силу допускается осуществление деятельности в соответствии с обязательными требованиями к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), ранее установленными законодательством государства — члена ЕАЭС, на территории которого располагается соответствующий объект.

27 декабря 2018 года вступил в законную силу Федеральный закон
№ 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об ответственном обращении с животными) положения которого регулируют отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными. Данным Законом об ответственном обращении с животными вводятся такие понятия как «владелец животного», «деятельность по обращению с животными без владельцев», «дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи», «домашние животные», «жестокое обращение с животным», «животное без владельца», «использование животных в культурно-зрелищных целях», «место содержания животного», «условия неволи», «потенциально опасные собаки», «служебные животные», «обращение с животными».

Закон об ответственном обращении с животными устанавливает запрет на умерщвление животных, организацию и проведение боев животных, натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных, пропаганду жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными. Кроме того, положениями Закона об ответственном обращении с животными установлены правила выгула домашних животных, а также, что в случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного.

В соответствии с положениями частей 3 и 4 статьи 27 Закона об ответственном обращении с животными, животные, включенные в перечень животных, запрещенных к содержанию, и приобретенные до 1 января 2020 года, могут находиться на содержании их владельцев до наступления естественной смерти таких животных.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие

деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах, обязаны получить лицензию на такой вид деятельности до 1 января 2022 года. После наступления указанной даты осуществление указанной деятельности без лицензии не допускается. Отметим, что положения ч. 6 ст.13, ст. ст. 15, 16, 18-20 и 22 Закона об ответственном обращении с животными вступают в силу только с 1 января 2020 года.

Необходимые мероприятия для реализации новых требований нормативных правовых актов в области ветеринарии с целью минимизации нарушений обязательных требований специалистами государственного ветеринарного надзора реализуется комплекс мер, направленный на предупреждение и сокращение нарушений требований законодательства, в том числе, за счет информирования и повышения правовой грамотности хозяйствующих субъектов, организации и проведения мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, путем размещения информации на сайте управления, с целью оказания необходимой правовой помощи населению.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4.2 паспорта реализации проектов по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» для заинтересованных хозяйствующих субъектов департаментом ветеринарии Томской области проводятся публичные обсуждения.

Наибольшее количество вопросов, связанных с профилактикой

правонарушений, решается постоянным консультированием и разъяснением хозяйствующих субъектов государственными ветеринарными инспекторами управления ветеринарии области, размещением справочной информации на официальном сайте управления ветеринарии области, распространением информационных листовок о недопущении нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 5–7 ст.8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при получении сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, могут оформляться предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

 

Опубликовано:2019-09-05 17:49 | Обновлено:2019-09-05 17:49