Доклады об осуществлении регионального государственного надзора

в области обращения с животными на территории Томской области

скачать DOC

скачать PDF

 

Раздел 1.

Состояние нормативно-правового регулирования в области обращения с животными

Отношения в области обращения с животными регулируется Федеральным Законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования в области обращения с животными:

- постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2019 № 974 «Об утверждении перечня потенциально опасных собак»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2019 № 961 «Об утверждении перечня случаев, при которых допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности»;

- приказ Департамента ветеринарии Томской области от 23.01.2020 № 2 «Об установлении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Томской области»;

- приказ Департамента ветеринарии Томской области от 06.04.2020 № 9 «Об установлении порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Томской области»;

- приказ Департамента ветеринарии Томской области от 10.04.2020 № 11 «Об утверждении перечня дополнительных сведений о поступивших в приют для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, и порядка размещения этих сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 года № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами» на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещен актуальный перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственной функции, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов (в разделе «Деятельность> Региональный государственный надзор в области обращения с животными> Перечень обязательных требований» по ссылке https://gosvet.tomsk.gov.ru/perechen-objazatelnyh-trebovanii).

В ходе правоприменительной практики установлен ряд проблем, затрудняющих реализацию положений Федерального закона, требующих внесение изменений в Федеральный закон.

1. Эффективное регулирование отношений в области обращения с животными невозможно без осуществления идентификации и учета животных. До настоящего времени законодательством Российской Федерации эти вопросы не урегулированы, что существенно затрудняет возможность полноценной реализации Федерального закона.

2. Статьей 21 Федерального закона предусмотрено, что за нарушение требований Федерального закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Такая ответственность законодательством Российской Федерации до настоящего времени не предусмотрена, что делает реализуемые в рамках государственного надзора в области обращения с животными контрольные мероприятия неэффективными.

3. Требования к содержанию животных, установленные статьями 9 и 13 Федерального закона, не отвечают принципам ясности и определенности, а оценка соблюдения этих требований невозможна без определенных критериев. Указанные требования не раскрывают, что именно следует понимать под надлежащим уходом за животными; своевременным оказанием животным ветеринарной помощи; обеспечением безопасности граждан при выгуле домашних животных; предельным количеством домашних животных в местах содержания животных исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (законодательством Российской Федерации указанные нормы, правила и нормативы не установлены).

Соблюдение перечисленных требований основывается на субъективной оценке, что вызывает сомнения в результатах такой оценки, делая ее оспоримой. Устранение указанных пробелов в законодательстве возможно путем принятия правил содержания домашних животных.

Решение изложенных вопросов будет способствовать более эффективной организации деятельности в области обращения с животными в соответствии с принципами, определенными Федеральным законом.

 

Раздел 2.

Организация государственного контроля (надзора), муниципального контроля

 

Сведения об организационной структуре Департамент ветеринарии Томской области

Общее количество структурных единиц

из них: количество структурных единиц, осуществляющих функции по контролю (надзору)

7

1 (комитет государственного надзора и контроля)

 

Описание регионального государственного надзора

Государственный надзор в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию домашних животных и животных без владельцев на территории Томской области осуществляет Департамент ветеринарии Томской области.

Задачами государственного надзора в области обращения с животными являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области обращения с животными, установленных Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Томской области. Предметом и целью правового регулирования Федерального закона является защита животных, а также укрепление нравственности, соблюдение принципов гуманности при обращении с животными.

 

Наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок организации и осуществления регионального государственного надзора в области обращения с животными

Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 498-ФЗ);

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ);

Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ);

Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ);

Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 «О правилах формирования и ведения единого реестра проверок» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 415);

постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения;

постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 1680);

постановление Администрации Томской области от 29.04.2020 № 199а «Об установлении Порядка организации и осуществления исполнительными органами государственной власти Томской области государственного надзора в области обращения с животными»;

приказ Департамента ветеринарии Томской области от 09.10.2020 № 16 «Об утверждении административного регламента осуществления регионального государственного надзора в области обращения с животными на территории Томской области».

 

Информация о взаимодействии Департамента ветеринарии Томской области при осуществлении регионального государственного ветеринарного надзора с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядке и формах такого взаимодействия

Департамент ветеринарии Томской области осуществляет взаимодействие с иными контролирующими органами в форме обмена информацией, необходимой для реализации соответствующих полномочий. Направление запросов и получение документов и (или) информации, находящихся в распоряжении государственных органах либо подведомственных им организаций, в рамках межведомственного взаимодействия, осуществляется в соответствии с Положением о взаимодействии исполнительных органов государственной власти Томской области при использовании государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» и осуществлении государственного контроля (надзора), утвержденного распоряжением Администрации Томской области от 24.08.2020 № 562-ра.

 

Сведения о выполнении отдельных функций при осуществлении регионального государственного надзора в области обращения с животными подведомственными учреждениями

Областные государственные бюджетные учреждения, подведомственные Департаменту ветеринарии Томской области, функции по осуществлению регионального государственного надзора в области обращения с животными не осуществляют.

 

Сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок

Обращения об аккредитации экспертов, привлекаемых на осуществление регионального государственного надзора в области обращения с животными, в Департамент ветеринарии Томской области не поступали.

 

Раздел 3.

Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля

 

Сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функции по осуществлению государственного контроля (надзора)

Планируемое выделение бюджетных средств
(тыс. руб.)

Фактическое выделение бюджетных средств
(тыс. руб.)

Расходование бюджетных средств

Всего

(тыс. руб.)

из них на объем исполненных в отчетный период контрольных функций
(тыс. руб.)

Средняя стоимость выполнения одной проверки (тыс. руб.)

15242

15242

 

0

0

В 2020 году Департаментом ветеринарии Томской области плановых и внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не проводились.

 

Сведения о штатной численности работников Департамента ветеринарии Томской области, выполняющих функции по контролю (надзору), о квалификации работников и о мероприятиях по ее повышению

Штатная численность должностей (ставок) непосредственно выполняющих функции по контролю (надзору), (ед.)

Фактическая численность работников, непосредственно выполняющих функции по контролю (надзору), (человек)

из них:

прошедших повышение квалификации за отчетный период, (человек)

13

11

11

 

Данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю

В соответствии с частью 1.1. статьи 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства в срок с 1 апреля по 31 декабря 2020 года не проводятся за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в связи с чем, в 2020 году Департаментом ветеринарии Томской области внеплановых проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не проводились.

 

Численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю

К проведению мероприятий по контролю эксперты и экспертные организации не привлекались.

 

Раздел 4.

Проведение государственного контроля (надзора), муниципального контроля

 

Сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора

Региональный государственный надзор осуществляется в отношении поднадзорных субъектов, осуществляющих деятельность в области обращения с животными, в том числе с животными без владельцев.

На территории Томской области по состоянию на 16 декабря 2020 года имеется следующее количество поднадзорных субъектов: 23 юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) и ориентировочно 16 000 физических лиц - владельцев животных.

Положения статьи 19 «Государственный надзор в области обращения с животными» Федерального закона № 489-ФЗ вступили в силу с 1 января 2020 года.

Статьей 21 Федерального закона № 498-ФЗ предусмотрено, что за нарушение требований в области обращения с животными владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В настоящее время Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность за нарушения требований в области обращения с животными не установлена, что делает реализуемые в рамках государственного надзора в области обращения с животными контрольные мероприятия не в полной мере эффективными.

В 2020 года в Департамент поступило 97 обращений граждан о нарушениях в области обращения с животными. По результатам их проведено 18 проверок в отношении физических лиц, выдано 4 предписания об устранении выявленных нарушений. Направлено 23 уведомления о соблюдении требований при содержании и выгуле. В органы внутренних дел Томской области возвращено 8 материалов проверок, в связи с тем, что КУСПы не содержали сведений о правонарушителях. Все обращения рассмотрены в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.

 

Сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю, а также о размерах финансирования их участия в контрольной деятельности

Для проведения проверок эксперты и экспертные организации не привлекались.

 

Сведения о случаях причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, окружающей среде

Случаев причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не установлено.

 

Сведения о применении риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного контроля (надзора)

В 2020 году Департаментом ветеринарии Томской области риск-ориентированный подход при организации и осуществлении государственного надзора в области обращения с животными не применялся.

 

Сведения о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, включая выдачу предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований

Департаментом ветеринарии Томской области во исполнение статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» распоряжением Департамента ветеринарии Томской области (далее - Департамент) от 19.06.2020 № 80 утверждена программа профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных, за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях, а также соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов.

В соответствии с распоряжением Администрации Томской области от 25.08.2017 № 511-ра «Об утверждении Порядка (методики) оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой исполнительными органами государственной власти Томской области», распоряжением Департамента ветеринарии Томской области от 01.09.2020 № 122 утвержден Перечень показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности при осуществлении Департаментом ветеринарии Томской области регионального государственного надзора в области обращения с животными в Томской области на 2020-2022 годы.

На регулярной основе, не реже одного раза в квартал, с целью обеспечения единства практики применения Департаментом федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, законов Томской области и нормативных правовых актов Томской области, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации, снижения количества нарушений обязательных требований, Департаментом проводится обобщение правоприменительной практики в области обращения с животными на территории Томской области. Обобщение практики осуществления контрольно-надзорной деятельности размещается на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Ежеквартально на официальном сайте Департамента ветеринарии Томской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещались часто выявляемые (типовые) нарушения обязательных требований, установленных законодательством в области обращения с животными, с рекомендациями (https:/gosvet.tomsk.gov.ru/rukovodstvo-po-sobljudeniju-objazatelnyh-trebovanij).

Разработано и размещено на сайте руководство по соблюдению обязательных требований (https:/gosvet.tomsk.gov.ru/rukovodstvo-po-sobljudeniju-objazatelnyh-trebovanij).

25 сентября, 17 декабря 2020 года в формате видео-конференц-связи проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Департамента.

По результатам рассмотрения сведений, поступивших в Департамент, о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований в 2020 году юридическому и физическим лицам выдано 4 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.

 

Сведения о проведении мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями

Не проводились.

 

Сведения о количестве проведенных в отчетном периоде проверок в отношении субъектов малого предпринимательства

В 2020 году в отношении субъектов малого предпринимательства проверки не проводились.

 

Раздел 5.

Действия органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

 

Сведения о принятых Департаментом ветеринарии Томской области мерах реагирования по фактам выявленных нарушений, в том числе в динамике (по полугодиям)

Комитетом государственного надзора и контроля проведено 18 проверок в отношении физических лиц, выдано 4 предписания об устранении выявленных нарушений.

Требования к содержанию и использованию животных определены Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», норм, устанавливающих ответственность за их неисполнение, на сегодняшний день Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит. В связи с чем привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушение, не представляется возможным.

 

Сведения о способах проведения и масштабах методической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны

Для лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с животными, проведены совещания по темам: «Разъяснение требований, установленных приказом Департамента ветеринарии Томской области от 23.01.2020 № 2 «Об установлении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Томской области»; «Разъяснение требований, установленных приказом Департамента ветеринарии Томской области от 06.04.2020 № 9 «Об установлении порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Томской области».

 

Сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю (количество удовлетворенных судом исков, типовые основания для удовлетворения обращений истцов, меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля)

Случаи оспаривания в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю (количество удовлетворенных судом исков, типовые основания для удовлетворения обращений истцов, меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля) отсутствуют.

 

Раздел 6.

Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля

 

Показатели эффективности регионального государственного ветеринарного надзора

Показатели эффективности

Единицы измерения

Значения показателей в 2020 году

Значения показателей в 2019 году

Выполнение плана проведения проверок (доля проведения плановых проверок в процентах общего количества запланированных проверок)

%

0

0

Доля заявлений, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано

%

0

0

Доля проверок, результаты которых признаны недействительными

%

0

0

Доля проверок, проведенных с нарушением требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностному лицу применены меры дисциплинарного, административного наказания

%

0

0

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых были проведены проверки (от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Томской области, деятельность которых подлежит государственному ветеринарному надзору)

%

0

0

Среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя

ед.

0

0

Доля проведенных внеплановых проверок

%

0

0

Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок

%

0

0

Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах общего количества проведенных внеплановых проверок)

%

0

0

Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (в процентах общего количества проведенных внеплановых проверок)

%

0

0

Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в процентах общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок)

%

0

0

Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения были возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах общего числа проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения)

%

0

0

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных правонарушений наложены административные наказания (в процентах общего числа проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях)

%

0

0

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных лиц)

%

0

0

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившихся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных лиц)

%

0

0

Количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба)

ед.

0

0

Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в процентах общего числа выявленных правонарушений)

%

0

0

Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов (в процентах)

%

0

0

Средний размер наложенного административного штрафа, в том числе на должностных лиц и юридических лиц (тыс. рублей)

тыс. рублей

0

0

Доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел

%

0

0

Анализ ключевого показателя результативности регионального государственного надзора в области обращения с животными, относящегося к группе «А», поведен на основании количества поступивших в Департамент жалоб о причинение вреда животным в результате жестокого обращения, результаты контрольно-надзорных мероприятий.

Ключевой показатель А.3.1 «Количество случаев причинения вреда животным в результате жестокого обращения с животными».

Показатель рассчитывается по формуле К1 = Кв / P x 100000, где

К1 - количество случаев причинения вреда животным в результате жестокого обращения, на 100 тыс. населения,

Кв - общее количество случаев причинения вреда животным в результате жестокого обращения,

Р - общая численность населения на территории Томской области.

Базовое значение ключевого показателя «не более 15 случаев на 100 тыс. населения».

В 2020 году в Департамент ветеринарии Томской области поступило 97 обращений граждан, из них в 2 обращениях имелись признаки жестокого обращения с животными, которое могло привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животных.

Рассчитывая показатель по формуле, где Кв=2 обращения; Р=1079271 численность населения, значение ключевого показателя составило 0,18 случаев причинения вреда животным в результате жестокого обращения, на 100 тыс. населения.

В результате осуществления комплекса мер по повышению эффективности государственного надзора в области обращения с животными, снижена вероятность наступления случаев причинения вреда животным в результате жестокого обращения. Реализация профилактических и контрольно-надзорных мероприятий Департаментом ветеринарии Томской области за отчетный период позволила прийти к целевым значениям ключевого показателя результативности регионального государственного надзора в области обращения с животными.

 

Раздел 7.

Выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля

 

Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора), в том числе планируемые на текущий год показатели его эффективности

Руководителем Департамента ветеринарии Томской области утвержден план проведения плановых проверок на 2021 год, согласованный с прокуратурой Томской области.

В 2021 году будет продолжена работа по совершенствованию мероприятий по профилактике нарушений, а также по повышению открытости и прозрачности деятельности комитета государственного надзора и контроля Департамента ветеринарии Томской области при осуществлении регионального государственного надзора в области обращения с животными; снижению административной нагрузки на поднадзорные субъекты; разъяснению юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам обязательных требований; повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности.

 

Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности

В разделе 1 доклада «Состояние нормативно-правового регулирования в сфере ветеринарии» подчеркивалось, что в ходе правоприменительной практики установлен ряд проблем, затрудняющих реализацию положений Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), требующих внесение изменений в Федеральный закон.

1. Эффективное регулирование отношений в области обращения с животными невозможно без осуществления идентификации и учета животных. До настоящего времени законодательством Российской Федерации эти вопросы не урегулированы, что существенно затрудняет возможность полноценной реализации Федерального закона.

2. Статьей 21 Федерального закона предусмотрено, что за нарушение требований Федерального закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Такая ответственность законодательством Российской Федерации до настоящего времени не предусмотрена, что делает реализуемые в рамках государственного надзора в области обращения с животными контрольные мероприятия неэффективными.

Таким образом, необходимо внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, дополнив его положениями, предусматривающими ответственность за нарушение требований Федерального закона.

3. Строительство приютов для животных на отдельных северных территориях Томской области является экономически нецелесообразным в связи с небольшим количеством животных без владельцев, подлежащих отлову на данных территориях.

В силу запрета, установленного частью 5 статьи 18 Федерального закона, согласно которому содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается; исполнение мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на отдельных территориях становится невозможным.

Предлагаем в части 5 статьи 18 Федерального закона установить возможность содержания отловленных животных без владельцев в пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, до их передачи в приют с целью проведения мероприятий, установленных частью 7 статьи 16 Федерального закона, при этом установить предельный срок нахождения животных в таких пунктах временного содержания и минимально необходимые требования к их обустройству.

4. В соответствии с Федеральным законом в случае невозможности возврата животных на прежние места обитания приюты для животных обязаны содержать животных без владельцев до наступления естественной смерти.

Пунктом 11 статьи 16 Федерального закона установлен категорический запрет на умерщвление (эвтаназию) животных без владельцев, содержащихся в приютах для животных (за исключением случаев медицинских показаний по заключению специалиста в области ветеринарии). При этом содержанию до наступления естественной смерти в приюте для животных подлежат животные, проявляющие немотивированную агрессивность. Пожизненное содержание таких животных в приютах для животных является негуманным по отношению к самим животным и небезопасным для сотрудников приюта. Достоверно спрогнозировать продолжительность временного периода, в течение которого животные будут содержаться в приюте до наступления естественной смерти, и, соответственно, объемы материальных затрат на их содержание не представляется возможным, что существенно затрудняет эффективное бюджетное планирование и значительно увеличивает нагрузку на региональный бюджет.

В связи с чем предлагаем расширить перечень случаев, являющихся основанием умерщвления (эвтаназии) животных без владельцев, с внесением соответствующих изменений в часть 11 статьи 16 Федерального закона.

5. Требования к содержанию животных, установленные статьями 9 и 13 Федерального закона, не отвечают принципам ясности и определенности, а оценка соблюдения этих требований невозможна без определенных критериев. Указанные требования не раскрывают, что именно следует понимать под надлежащим уходом за животными; своевременным оказанием животным ветеринарной помощи; обеспечением безопасности граждан при выгуле домашних животных; предельным количеством домашних животных в местах содержания животных исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (законодательством Российской Федерации указанные нормы, правила и нормативы не установлены).

Соблюдение перечисленных требований основывается на субъективной оценке, что вызывает сомнения в результатах такой оценки, делая ее оспоримой. Устранение указанных пробелов в законодательстве возможно путем принятия правил содержания домашних животных.

В связи с изложенным, предлагаем внести изменения в часть 1 статьи 7 Федерального закона, дополнив ее содержание полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию правил содержания домашних животных или принять федеральный нормативный правовой акт, устанавливающий правила содержания домашних животных.

Решение изложенных вопросов будет способствовать более эффективной организации деятельности в области обращения с животными в соответствии с принципами, определенными Федеральным законом.

 

Приложения

 

Начальник Департамента ветеринарии Томской области                                      В.В.Табакаев

Опубликовано:2021-01-28 10:21 | Обновлено:2021-01-28 10:21